Не важно, сколько человек знает про разные тантрические традиции, разных божеств, историю, философию, язык, о том, как делать пуджи и ритуалы, какие существуют обычаи, порядки, как вести традиционный образ жизни и так далее.... Все это бесполезно, и все это только накопленная теоретическая информация, - до тех пор, пока человек не осознает Шуньятту и пустотную природу панча сканд. Если этого переживания нет - то нет никакой практики, есть только теоретическое знание, которое ни к чему не ведёт, кроме гордыни и позерства. Для практика, медитативное переживание метафизических аспектов учения - это главный приоритет, это ежедневная практика в ежедневных житейских ситуациях. Промедитировать истину Шуньятты, пропустить ее через себя, понять как на практике она работает, и как работают 5 сканд - это фундамент духовного пути. Если этой реализации нет, то о чем мы вообще говорим в плане практики?... Если реализация действительно есть, то постепенно вырабатывается простое отношение к форме, или рупе, первой сканде (стихия земли). Уходят заморочки на тему того, чтобы приобретать и накапливать вещи, пропадает привязанность к комфорту, перестает беспокоить внешность (своя и чужая), перестает беспокоить потребность в социальном одобрении, внимании, признании. Все это теряет важность, перестает тревожить и беспокоить. Возвращается умение жить просто и естественно, смотреть на суть и на функционал, брать ровно столько, сколько нужно, жить экологично, соблюдая баланс с природой. На уровне чувств, веданы (стихия воды), приходит понимание того, что сами по себе ощущения - это только реакция, они не плохие и не хорошие. Приходит умение просто констатировать факт: мне хорошо, мне больно, мне тяжело, мне приятно. Уходит ненужный драматизм, уходит зацикливание на ощущениях. На уровне восприятия, самжны (стихия огня), появляется понимание того, что наши суждения тоже относительны. Мы оцениваем что-то исходя из пережитых реакций, и наше переживание всегда будет субъективно. Нам что-то нравится или не нравится, но мы делаем суждение на основании собственных реакций, а значит, что эти суждения могут не отражать истинного положения вещей. Приходит понимание истины, - "не суди, да не судим будешь". Приходит умение относиться к происходящему спокойно, как есть, по факту. На уровне ментальности, сканды санскары (стихия воздуха) приходит понимание что все точки зрения, все взгляды, все концепции - относительны по своей природе, они непостоянны, они все время меняются под влиянием тех или иных событий и обстоятельств. Любую точку зрения можно перекрутить, извратить, истолковать неверно или предвзято, а значит что на концепции и точки зрения тоже нет смысла опираться, они обязательно обманут, уведут в сторону, запутают, приведут к предвзятому отношению. Наконец, на уровне последней сканды, вигьяны (стихия эфира), сознания как такового, тоже происходит финальное расстворение ума, но это наиболее тонкий процесс, плохо поддающийся описанию. По моему опыту, переживанием Шуньи и всех 5 сканд делает человека все более и более простым, спокойным, уравновешенным. Шунья, если действительно пережита, обладает способностью расстворить очень многие страхи, омрачения, комплексы и травмы. Шунья, как универсальный расстворитель, лечит от всех переживаний и тревог. Что бы ни случилось, разматывая клубок скандх снова и снова, мы постепенно убираем все негативные эмоции, все страхи и все яды сознания, которые приковывают нас к сансаре. Переживание Шуньятты в пяти скандах освобождает нас из под влияния окружающих, социума, социального влияния, ожиданий окружающих, и мы начинаем видеть, сколько разных ожиданий, манипуляций и влияний на нас осознанно или не осознанно накладывается окружающими, и даже близкими, которые хотя видеть нас такими-то и такими, но это только проекция, это - не мы. И мы не должны поддаваться. Это - настоящая практика, в то время как чрезмерное увлечение ритуалами, мантрами, божествами и прочими внешними атрибутами только отвлекает и уводит ум в сторону. Божествами, мантрами и ритуалами имеет смысл заниматься только после того, как практика Шуньяты реализована. Она должным образом подготавливает ум, она чистит от всех омрачений и уравновешивает во всех смыслах, делает человека по-настоящему готовым для встречи с божествами и для работы с ними. В противном случае, практики с божествами могут только усугубить демонические состояния человека и довести его до ментальных расстройств, и даже до безумия.

Теги других блогов: буддизм медитация духовный путь