Longread На северо-востоке бхайрава-кали-мандалы находятся Самхарабхайрава и Йогешвари. Их измерение – мир смерти, кладбищ и шмашанов. Их функция – смерть, уничтожение, забвение, растворение, освобождение. Их махариддхи могут помочь обрести свободу от сансары и божественность. Их риддхи могут помочь полностью уничтожить накопившуюся карму, благословить усопшего и дать ему лучшее воплощение, могут дать особые сильные духовные учения, могут помочь обрести спокойствие и бесстрашие, защититься от смерти, травм, разорения, разрушения семейного счастья, убить врагов, разрушить их бизнес, поломать семейные отношения, уничтожить имущество врагов, унести их память, могут защитить человека от травм, разрушения и смерти, могут избавить от псевдодуховной спеси. Самхарабхайрава является разрушительной манифестацией Калабхайравы. Самхарабхайрава – бог-крах, бог-убийца, разрушитель, великий всепожирающий уничтожитель, переваривающий, растворяющий собой в себе же. Это отец распада, смерти и разрушения, истребитель, вбирающий все в себя, изничтожающий все, что существует во вселенной, как живое, так и неживое. Это сила, перед которой не устоит никто и ничто. Самхарабхайрава есть конец богов и демонов, смерть вселенной, завершение и конец всего. Бог велик силой своей шакти Йогешвари, именующейся также Махалакшми (Великая удача), Махаветали (Великая вампирша), Шмашанакали (Кали мест кремации трупов), имеющей в северных тантрических традициях тайное имя Пиба – выпивающая (всю вселенную). Существуют такие традиции, которые именуют шакти бога уничтожения – Нарасимхи. В них, соответственно, и Самхарабхайрава наделен образом Нарасимхи. Самхарабхайрава и Йогешвари олицетворяют обоняние и элемент «земля», так как калагни (огонь уничтожения вселенной) является первым бхуваном сферы махабхута «земля». Как божества сферы обоняния и таттвы земля, бог и богиня имеют имена Кунджарабхайрава и Махагхрата. Самхарабхайрава имеет несколько проявлений. В аспекте уничтожителя вселенной он зовется Калагнирудра и Калагнибхайрава. Его шакти в этом аспекте зовется Калагникали и Калагнираудри. Они обитают в базовом уровне вселенной, находящемся ниже самого глубокого ада нараки. Этот мир называется Калагни-шмашан, на этом шмашане сгорает вся вселенная. Частным проявлением мира Калагни являются шмашаны планеты Земля. Здесь бог и богиня проявляются в форме Шмашанабхайравы и Шмашанакали. Они есть дух шмашана и учителя тантриков и агхориев. Они покровительствуют могильщикам из касты дом. Капалики очень уважали и почитали Самхарабхайраву и его шакти как прямое проявление Махакалабхайравы. Такое же отношение к этим божествам и в традициях, возникших позже капалика дхармы: Йогешвари и Самхарабхайрава – покровители вир и капалини видйа питхи, предводители кушманда кулы – кулы дакинь. В общеиндуистских народных мандалах на северо-востоке располагается бог Ишвара и бог Брихаспати, проявляющийся как планета Гуру, она же Юпитер. В системе 36 таттв, таттва «Ишвара» обозначает очень высокое божественное осознание: «вся эта вселенная есть Я». Брихаспати – учитель богов. Это еще одна причина того, что Йогешвари и Самхарабхайрава возглавляют дакини кулу, именуемую также кушманда кулой. Эта кула ужасных, гневно проявляющихся божеств, воспринимаемых как божества с женской природой. Их именуют дакини или йатудхани. Они самостоятельны, обладают силой и мудростью и могут оказать помощь тантрику, магу, колдуну и прорицателю. Богиня Дурга проявляется в этой куле как Кушманда Дэви и изображается как богиня держащей в руках два кувшина – один с сурой, другой с кровью. Некоторые из богинь кушманда кулы, будучи достаточно ревнивыми и капризными, представляют собой опасность для неготовых к контакту с ними адептов. Основной аспект Йогешвари и Самхарабхайравы – освобождение, уничтожение, смерть, забвение, разрушение. При этом вторым аспектом Самхарабхайравы и Йогешвари будет наставничество грозных божеств и радикальных мистиков, передача им шактипата. Вплоть до шактипата процветания, как на отдельных шмашанах, так и процветания на шмашане всей жизни. Согласно Матрикабхайраванирнайе, в негативном проявлении эти божества олицетворяют псевдодуховную спесь, в позитивном – избавление от псевдодуховной спеси. Еще одним позитивным даром от этих божеств будет полное уничтожение накопившейся негативной кармы. Они совершают все действия, связанные со смертью, уничтожением, поломкой, и соответственно защищают от поломок, уничтожения и смерти. Йогешвари считается прямой манифестацией Кали и ее облик свидетельствует об этом. Для наглядности этого обратимся к образу великой богини: «Вид Кали ужасен. Она обнажена и подобна горе из сурьмы. У нее три глаза. В медитации Кали следует представлять с растрепанными волосами, с гирляндой свеже-отрубленных человеческих голов. У нее четыре руки. В верхней левой руке Кали держит меч, только что окропленный кровью отсеченной головы, которую она держит в нижней левой руке. Верхняя правая рука сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая – в жесте дарования милостей. Цвет ее лица синеватый и лицо сияет как темное облако. Кали полностью обнажена, и тело ее сверкает кровью, струящейся из гирлянды отрубленных голов вокруг ее шеи. В ушах у нее серьги из трупов. Клыки ее чудовищны, а лицо выражает ярость. Груди ее пышны и круглы. Кали носит пояс из отсеченных человеческих рук. Кровь струится из уголков ее рта, придавая блеск ее лицу. Кали издает ужасный вой, пронзительные вопли и жуткий хохот. Она живет на местах сожжений трупов, где ее окружают воющие шакалы. Кали стоит на груди Шивы, покоящегося в позиции трупа. Она желает сексуального союза с Махакалабхайравой. Выражение ее лица довольное. Кали обладает чашей, сделанной из человеческого черепа, и наполненной алкогольным напитком. Она пьяна, пожирает мясо и улыбается». Так великая богиня описывается в традиции Дакшинакали (дарующая и принимающая дары богиня), Гухйакали (таинственная пещерная богиня) и Шмашанакали (богиня мест кремации трупов). На юге Индии шакти Самхарабхайравы именуют Чанди, а сам он изображается божеством с золотистым телом, держащим в руках трезубец, булаву, метательную чакру, меч, стрекало, храмовую морскую раковину, дамару, череп и кости, сосуд-камандал, четки или веревку, передвигающимся на собаке. В Непале Самхарабхайраву изображают божеством с телом синего цвета, держащего в руках череп, трубу из кости человека и другие литургические предметы, включающие в себя оружие. В ряде северо-индийских и центрально-индийских традиций Самхарабхайраву описывают как бога, чье тело цветом напоминает вспышку молнии, держащего в руках палицу с железными зубьями-шипами, копье, щит и камандал или сосуд иной формы. Согласно иным традициям, Самхарабхайрава является божеством с телом темно-синего или черного цвета, которое пылает белым и красным пламенем, держащим в руках кхатвангу, палицу и другое оружие, трубу из бедренной кости человека, барабан дамару, огонь и черный пламенеющий трезубец. Вот как описывается Йогешвари в аспекте Шмашанакали: она черна, как гора черной мази. Ее местопребывание – место сожжения трупов. У нее растрепанные волосы, иссушенное тело и устрашающий вид. У нее впалые красные глаза. Она держит в правой руке череп, наполненный вином и в левой руке – свежее-отрубленную голову. Ее оружие – черный пламенеющий меч смерти. Она улыбается и постоянно жует сырое мясо. Ее тело украшено разными украшениями из фаланг пальцев и других костей от скелетов. Она нагая и всегда опьяненная вином. Ее ваханы – труп, тигр, сова. Три ее трона – претамунда асана, пламя в котором сгорает труп и отдыхающий Шива. Обычное место для ее почитания – это место кремации, где адепт должен совершать ритуалы, желательно – будучи обнаженным. В абхичара мандале антропоморфная манифестация Самхарабхайравы имеет фиолетово-черное тело, по которому змеятся белые молнии, пылающее белым и красным пламенем. Лицо бога смерти украшают три красных глаза и ужасная всепожирающая пасть, из которой сочится кровь. Голова Самхарабхайравы увенчана короной из черепов, украшенной зубцами из костей – агни-кешей или джата-мандалой. Уши бога украшены серьгами из трупов. Вокруг его шеи – гирлянда из черепов, ожерелье из костей и капалические четки. Брахманский шнур Самхарабхайравы соткан из огня. В его руках украшенный трупами, головами и черепами трезубец, огонь и палица смерти, еще одна его рука расположена в позиции абхайа мудры. Бог одет в набедренную повязку из костей, а также отрезанных рук и ног. Он стоит на груде черепов. Йогешвари имеет тело фиолетово-черного цвета, по которому змеятся белые молнии, пылающее белым и красным пламенем. Ее лик соответствует лицу Самхарабхайравы: три красных глаза, ужасная всепожирающая пасть с клыками, из которой сочится кровь, язык высунут наружу. Также как у Самхарабхайравы голова богини украшена короной из черепов и костей – агни-кешей или джата-мандалой, а в ее ушах – серьги из человеческих трупов. Шею богини украшает гирлянда из черепов, гирлянда из трупов, ожерелье из костей и капалические четки. В ее руках большой пламенеющий жертвенный меч, капала, человеческая голова, еще одна ее рука расположена в позиции варада мудра. Йогешвари одета в ажурную юбку из костей и скелетов кистей рук. К поясу богини прикреплены человеческие руки. Ногами Йогешвари попирает груду черепов, или пляшет на ней. Ваханами этой йамалы являются лев, волк, собака и тигр; тотемами – лев, тигр, волк, змея, шакал и ворон. Небесными спутниками Самхарабхайравы и Йогешвари являются бог Брихаспати (Юпитер) и бог Кету; соседствующим спутником – бог Ишвара. Из книги «Абхичара – магия тантрических мистиков и колдунов»